Суббота, 16.12.2017, 05:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Средняя общеобразовательная школа №3
г. Красный Кут   Саратовской обл.

Меню сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
...






Праздники
Информер праздники сегодня
...

Каталог материалов

Главная » Материалы » Школьные методические объединения » Кафедра начального образования

Урок русского языка по теме: «Устаревшие слова». Учитель: Захарова С.В.
23.03.2012, 14:25




С.В.Захарова

2 «В» класс

Моу – сош № 3.

Урок русского языка по теме:

«Устаревшие слова».

Задачи урока: наблюдать за словами, вышедшими из употребления; устанавливать причины, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений); ввести понятие «Устаревшие слова».

Оборудование: толковые словари авторы: Ожегов С.И. Ушаков Д.Н. Демонстрационный материал: карточки.

Ход урока:

  1. Минута чистописания. Р р; Характеристика буквы, звука.

  2. Словарная работа: корова, праздник, кремль, картина, январь, телевизор, ноябрь, ребята, перст, перстень, напёрсток, перчатки.

А. Характеристика звука «Р» в словах.

Б.Все ли слова употребляются в русском языке?

В.Каково лексическое значение слова «перст»?

Г.Работа с толковыми словарями.

Д. Составить предложения со словами: перстень, напёрсток, перчатки. Выделить корень в словах : перст, перч.

Г. Вывод: слова: которые перестали употребляться в современном языке, называют устаревшими. Характеристика звука «Р» в слове.

3. Проверка домашнего задания. Зачитать отрывки из сказок с устаревшими словами.

Вывод: Жизнь людей постоянно меняется. Со временем уходят из обихода предметы, явления. А слова, которые обозначали эти предметы или явления, постепенно забываются – устаревают. Сейчас мы их встречаем в сказках, в книгах, рассказывающих о нашей истории.

  1. Физминутка.

  2. Работа с учебником. Стр. 82 упр. 1. Задание: Прочитать отрывок из сказки П.П Ершова «Конёк - Горбунок». Что означают слова: кушак, сафьян? Употребляешь ли ты их в речи?

……..Повели коней в конюшни

Десять конюхов седых,

Все в нашивках золотых,

Все с цветными кушаками

И с сафьянными бичами.

  1. Работа с толковыми словарями.


  1. Узелки на память. Многие слова которые знали наши предки, устарели: кольчуга, чело, око, стрелец и т.п. Иногда старым становится только слово, а предмет остается. Раньше говорили очи, теперь глаза, были рамена, а стали плечи, слово ланиты заменили словом щёки и т.п.

  1. Работа с толковыми словарями.

  2. Физминутка.

  3. Работа в группах. Задание: собери пословицы:

  • Там, где сшито плохо – жди прореху.

  • Всякий Еремей дело разумей.

  • Пословица недаром молвится.


  1. Работа с толковыми словарями.

  2. Работа с учебником: стр. 83 упр. 2. Задание прочитать толкование устаревших слов. Подумай, почему эти слова устарели. Запиши толкование слов: кольчуга, кафтан, боярин, десница по толковому словарю.

  3. Вывод.

Словарный состав русского языка непрерывно изменяется; исчезают одни слова, появляются другие. Отмирание слова происходит не сразу, сначала оно становится малоупотребительным, а потом и совсем исчезает.

  1. Домашнее задание . Стр. 84 упр.3.















Категория: Кафедра начального образования | Добавил: Захарова_СВ
Просмотров: 1138 | Загрузок: 0
 
ГИА

Открытый банк заданий ЕГЭ
Открытый банк заданий ОГЭ
Поиск по сайту
Переводчик сайта
 





Мы в Google+
Архив записей

Разраб. Овод Е.А. © 2017

Все материалы на сайте предназначены исключительно для ознакомления! Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.