Среда, 18.10.2017, 09:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Средняя общеобразовательная школа №3
г. Красный Кут   Саратовской обл.

Меню сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
...






Праздники
Информер праздники сегодня
...

Каталог материалов

Главная » Материалы » Школьные методические объединения » Кафедра начального образования

Русский язык по теме: "Имя числительное" 4 кл.УМК "Начальная школа XXI века" Учитель: Ерёменко О.Ю.
23.03.2012, 16:45




Урок русского языка по теме: "Имя числительное"
4 класс
Программа "Начальная школа XXI века" 

Цель: познакомить с именем числительным как частью речи.
 Задачи:  
познакомить с новой частью речи — именем числительным; 
ввести  понятие "количественные” и «порядковые числительные»; 
формировать, развивать умение находить в тексте и устной речи имена числительные, записывать их; 
развивать речь учащихся;
развивать кругозор учащихся;
воспитывать интерес к слову, урокам русского языка

Тип урока: изучение нового учебного материала. 
 Оборудование урока: напечатанные карточки с дидактическим материалом;
   Ход урока.
1.  Орг.  момент.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хорошо уметь считать!
Коль захочешь, сможешь ты
Сосчитать свои мечты,
Сто друзей себе прибавить,
От злодеев мир избавить,
Все науки изучить,
Все пятерки получить!
2. Каллиграфическая минутка
Семь раз отмерь – один раз отрежь
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Одна голова хорошо, а две лучше. (Объяснить значение пословиц)

3. Словарная работа
-Отгадайте загадки, запишите отгадки.(В словах выделите ударение, и подчеркните безударную гласную. Определите какой частью речи выражено каждое слово.)
1) «Все мысли и слова
О тебе, моя Москва.
Ведь народ тобой гордится
Наша славная ….(столица)»
2) Антоним к слову «плохо»… (хорошо)
3) Синоним к слову «хотеть»… (желать)
4) 4 + 4 = …(восемь)
5) От города до моря мы нашли кратчайшее …(расстояние)
6) Вертится, стрекочет,
Целый день хлопочет… (сорока)
7) Продолжите счет: восьмой, девятый, десятый, одиннадцатый,…. (двенадцатый)
8) 3 – 2 = …(один)
9) Синоним к слову «большой»… (огромный)
10) Какое слово пропущено? Я очень люблю … трудные задачи. (решать)
11) Какой по счету ученик стоит на физкультуре после десятого?...(одиннадцатый)
12) Антоним к слову «холодный» ….(горячий)
13) Антоним к слову «быстро» …(медленно).
- Распределить эти слова на группы.
- Какие группы получились? По какому признаку делили эти слова? ? (СУЩ, ПРИЛ, ГЛ, НАРЕЧ), (задавали вопрос).
- Какие слова остались? Почему? (ОДИН, ДВЕНАДЦАТЫЙ, ВОСЕМЬ, ОДИННАДЦАТЫЙ)
- Что означают эти слова? (числа при счете)
- Какой вопрос возник у вас? (Выяснить, к какой части речи относятся данные слова)
--Итак, сегодня на уроке мы должны познакомиться с новой частью речи.
-Давайте проведем исследование и откроем еще одну тайну русского языка. Если эти слова мы не смогли уверенно отнести ни к одной из изученных частей речи, значит, они чем-то существенно отличаются, уточните поставленную вами цель. (Выявить особенности этой части речи.)
4. Изучение нового материала
-На что, прежде всего, обращаем внимание при изучении новой части речи? (На какие вопросы отвечает, что обозначает)
-Задайте к словам вопросы. (Один (сколько?), двенадцатый (какой?), восемь (сколько?), одиннадцатый (какой? )
-А что обозначают (называют) эти слова? (Количество предметов, порядок предметов при счете)
-Как, по вашему мнению, называется часть речи, к которой относятся эти слова?(ЧИСЛА., ЦИФРЫ, ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ)
-Часть речи, которая отвечает на вопросы сколько? какой? и называет количество предметов или порядок предметов при счете, называется имя числительное.
-Обратите внимание на записанные числительные. Можно ли их поделить на группы? (ДА)
-По какому признаку будете делить? (ПО вопросам)
-Какие числительные будут в первой группе? (Один, восемь)
-Во второй группе? (Одиннадцатый, двенадцатый)
-Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос сколько? (Количество предметов)
- Что обозначают числительные, которые отвечают на вопрос какой?  (Порядок предметов при счете)
-Итак, числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов, называются количественные.
-Числительные, которые отвечают на вопрос какой? и обозначают количество предметов при счете, называются порядковые.
-Сравним наше открытие с выводом в учебнике на с.76 (Читает правило ученик)
- В чем разница между числом и цифрой? /Уточним по словарю С.Ожегова/
Число - понятия количества, величина, при помощи которой производится счет.
Цифра – знак обозначающий число.
5.Физминутка.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть.

- Какая новая часть речи встретилась в физминутке ?
- Какие это числительные? (количественные)
- Почему? (Сколько)
-Превратите количественные числительные в порядковые числительные.(раз – первый, два – второй, три – третий, четыре – четвертый, пять – пятый, шесть – шестой.)

6.Работа по учебнику стр.77

Упр. 1.Самостоятельная работа – взаимопроверка.
- Записать в 2 столбика количественные и порядковые числительные.(2 ученика у доски)
- Что обозначают числительные в I столбике?(количественные)
- Что обозначают числительные во II столбике? (порядковые)

Упр.2 Работа в парах.
- Прочитайте стихотворение. Выпишите имена числительные, задайте к ним вопрос. Какие это числительные? ( Количественные. Сколько )

Неделя
Вместе с другом захотели
Мы однажды подсчитать:
Сколько дней у нас в неделе –
Три, четыре или пять?
Мы до вечера пыхтели,
Но найти ответ сумели,
И ответа нет верней:
Ровно семь в неделе дней.
-Выполните вторую часть упражнения по цепочки. Назовите числительные. Какие это числительные? Почему? (порядковые, какой?)
-Почему вторник, четверг, пятница имеют такие названия, догадаться не сложно. А вот почему, понедельник, среда, суббота и воскресенье получили такие названия, вы узнаете, прочитав рубрику «Путешествие в прошлое» стр.78 читает ученик
- Почему воскресенье получило такое название?
- Еще каждое число обладает свойством.
- Послушайте историю о числе 3 и 7.
Историческая справка

А знаете ли вы… что семь – особое число, в нём есть некое волшебство. Семь дней в неделе, семь цветов радуги, семь мудрецов на свете было, семь чудес света. Число семь считалось священным и было весьма распространено. Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звёздном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние учёные заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим народам и дошла до нас.

7.Работа в группах. Каждой группе свое задание.

- Каждая группа делает отчет

Мини- тест:

- А чтобы проверить, на сколько вы хорошо усвоили тему, проведем мини-тест. Если вы согласны с утверждением, то ставите +, если нет, 
то -.
Будьте внимательны! 

1) Числительное – часть речи, которая обозначает число и количество предметов при счете./+/ 
2) Первый, седьмое, пять, шестой – это все порядковые числительные./-/ 
3) Количественные числительные отвечают на вопрос сколько?/+/ 
4) Имена числительные изменяются по падежам./+/ 
5) Один, два, три, четвертый, шесть – лишнее слово «шесть. /-/ 

Взаимопроверка. /дети меняются тетрадями, учитель читает ответы; затем дети оценивают работы/ 
- Встаньте кто получил 5? 4? 

8.Итог урока. Рефлексия.

- Какие тайны языка мы раскрыли? (познакомились с числительным)
- Чему учились на уроке ? (находить количественные и порядковые числительные)

- Кому на уроке было всё понятно и интересно, поставьте на полях !
- Если были затруднения - ?

Оценки

Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчёт во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен

Д/з
Стр.78 упр 4, правило.




Категория: Кафедра начального образования | Добавил: Еременко_ОЮ
Просмотров: 2903 | Загрузок: 0
 
ГИА

Открытый банк заданий ЕГЭ
Открытый банк заданий ОГЭ
Поиск по сайту
Переводчик сайта
 





Мы в Google+
Архив записей

Разраб. Овод Е.А. © 2017

Все материалы на сайте предназначены исключительно для ознакомления! Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.