Суббота, 21.10.2017, 09:02
Приветствую Вас Гость | RSS

Средняя общеобразовательная школа №3
г. Красный Кут   Саратовской обл.

Меню сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
...






Праздники
Информер праздники сегодня
...

Каталог материалов

Главная » Материалы » Школьные методические объединения » Кафедра начального образования

Очкасова С.И. Выступление на районном семинаре по внедрению ФГОС.
30.05.2012, 14:44




Очкасова С.И., учитель начальных классов МОУ-сош №3.

«Компетентностный подход на уроках» - из личного опыта организации деятельности первоклассников на уроках.

Запросы времени и документы ФГОСа ставят каждого из нас в ситуацию профессионального поиска, профессионального роста.

Конкретно я осознаю, что в настоящее время нахожусь, подобно ребенку, в ученической позиции. Уж очень велик разрыв между прошлым опытом и новой задачей – воспитание деятельного человека, готового учиться и развиваться всю свою жизнь.

Стандарты диктуют: учим с использованием методов, организующих деятельность ребенка, «запускающих» его активность, осознанность в освоении УУД. Основа методов – деятельный подход в образовании.

Но одно дело познакомиться с теорией, другое – понять, что делать на практике. Как мне кажется, всем нам не хватает именно конкретных методических приемов.

За этот год наработана методическая копилка. Поделюсь некоторыми находками – учебными ситуациями, организующими (провоцирующими) познавательную деятельность учащихся.

1.      Литературное чтение.

Ø  «Утреннее послание». Каждый день на обратной стороне доски  до начала учебного дня писала что-нибудь детям ( поздравления с Днем рождения на лицевой стороне). Сначала только печатными буквами, затем письменными: имена девочек, имена мальчиков, кто с кем сидит, кто чем порадовал. Так как обращалась к конкретным ребятам, то всем было интересно. Не только сильные, но и слабые подтягивались к доске, заглядывали, не про них ли, пытались прочесть, всем новость сообщить. «Саша Пак - молодец! Красиво написал буквы Яя.» «Сегодня Лера не придет в школу. Заболела. Кто будет делать зарядку?» «Прошу Соню раздать альбомы, А Валера подготовит воду.» и т.д. Таким образом дети приходят к пониманию целей чтения, письма как форме коммуникации, т.е. прямой жизненной необходимости.

Ø  Приём для ребят, плохо знающих буквы (отлично сработал!): «нечаянно» рассыпала, уронила на пол коробку с буквами. Попросила Настю и Антона собрать букву к букве, называя каждую. На другой день обнаружила, что не по алфавиту… Перепроверили, поставили в коробочку в алфавитном порядке. Дальше я не могу быстро найти нужную – опять к этим же ребятам за помощью – отделите буквы разграничителями…

Ø  «Найди лишнюю букву» - в паре ищут и доказывают перед всем классом, в итоге получается слово (тема урока, имя…)

Ø  А. Шибаев «Всегда вместе». - У вас на столах карточки с буквами,     возьмитете их.

         – Вы превратились в буквы алфавита.

    - А теперь, буквы, слушай мою команду: На зарядку становись!

          Выйдите из-за своих парт, гласные буквы встаньте в первый ряд,  согласные – во второй. Внимательно слушайте команды:

1. Ну-ка буквы, покажите, класс, приседайте 8 раз!

2. Буквы гласные сейчас выполнят хлопки для вас! Раз, два, три!

3. А с согласными мы вместе выполним шаги на месте!

- Молодцы, буквы, молодцы, ребята, какие вы дружные! Садитесь на места! Теперь после прочтения стихотворения  предлагаю проиграть эту историю

- Я прошу все буквы выйти  к доске. Снова превратимся в буквы.

Я буду читать слова автора.

Ø  Игровая деятельность «Движение». Сбор информации по изучаемой теме. Например, на русском языке  водящие собирали каждый на своем ряду слова с нужным сочетанием (жи-ши, ча-ща, чу-щу). Предварительно пробовали запомнить как можно больше данных слов на форзаце учебника. Слова ребята записывали на листочках. 

Ø  Слабые дети в 1-2 четвертях читали в паре по слоговым дискам.

Ø  Игры с именами. Каждому крупно печатала имя (контурным шрифтом, чтобы сами буквы раскрасили ярко). Деятельность на классификацию: девочки-мальчики, по гласным-согласным в начале, по алфавиту, на звуковое моделирование. Вообще для моделирования изготовили в это году крупные фишки 4/4 см. А на классной доске использую демонстрационные крупные магниты четырех цветов. 

Ø  Дети в классе очень разные по уровню готовности к школе. С сильными даже труднее. Четверым давала для самостоятельного чтения каждый день часть сказки (например, «Гуси-лебеди») + раскраску к этой части. Позже эти ребята на литературном слушании пересказывают сказку, а класс располагает иллюстрации в нужной последовательности.

Ø  Моделировали не только обложки для  прослушанного произведения. Удачно была организована групповая работа по сказке Сутеева «Дядя Миша». Для 4-х групп подготовила четыре комплекта иллюстраций и отдельными листочками распечатку подписей к ним (по сути краткий пересказ, план). Т.к. впервые пробовали работать сообща, объяснила правила (поднимите  столько рук, сколько у слона ног, хоботов, у человека ног, пальцев на одной руке…) Поняли, что нужно договариваться, советоваться. Теперь предлагаю каждой группе издать свою книгу. Кто подписи подбирает, кто подклеивает, обложку оформляет, добавляет иллюстрацию к последней подписи, собирает странички в нужной последовательности и скрепляет. Попробовать пересказать всю сказку цепочкой в группе, затем представить всему классу (но у доски детей поставила уже в другом порядке).

Ø  Еще одна групповая работа  по созданию диафильма. Здесь работали только сильные ребята. Со слабыми отрабатывали технику чтения. Затем сильные показали всем "диафильм" и пересказали по кадрам.

Ø  Пересказ дается особенно трудно, несколько раз слушать не хочется, на помощь опять деятельность. В кружке «Город мастеров» изготовили щенка и котенка. Все сказки Сутеева разыгрывали – к доске ( на нашу игрушечную сцену) все хотят! «Котенок и щенок», «Середина сосиски», «Меня нет дома» - прекрасные диалоги, учились говорить выразительно.

Ø  «Под грибом» - изготовили всех героев на плотной бумаге, приклеили магнитики (от старой азбуки) И опять пошел пересказ. Каждый хочет  следующего героя спрятать под грибок и продолжить сказку.

Ø  Русский язык. «Заглавная буква в именах собственных». Работа в парах: Предложенные слова раскладывают в две группы самостоятельно. Итог работы выношу на доску, делаем вывод, сравниваем с ключом в учебнике.

Ø  Очень часто давала упражнения на общение в паре. Запомнить предложение, друг друга проверить. Поочередно проверяли таблицу сложения и вычитания, рассказывали драг другу стихотворения наизусть. «Ты мне, я тебе». Работа с математическими абаками: объясняли друг другу набранные примеры.

Ø  Удачный прием деятельности в паре по созданию симметричных проектов. Предлагаю согнуть пополам  лист в клетку. Один ученик выбирает из набора «Цветные фигуры» квадрат и помещает его на на своей стороне бумажной сетки, обводит. Другой ученик должен разместить свой квадрат с другой стороны линии симметрии так, чтобы сделать проект симметричным. С помощью зеркала убеждаются в правильности. Можно несколько фигур расположить, раскрасить клетки бумажной сетки, чтобы сохранить отчет об их проекте и легко у доски защитить его перед классом. Т.е. объяснить, почему их проект симметричный.

Ø  В групповой деятельности изучали смысл умножения и деления.

- В группе 4 человека. Я даю вам 24 тетради. Сколько получит каждый?

- Каждый должен иметь 3 листа бумаги для работы в кружке. Вас четверо. Сколько листов бумаги мне выдать вашей группе. С помощью фишек смоделируйте ситуацию. Поделитесь размышлениями с остальными. И т.д.

      Такие задания и учебные ситуации помогали наиболее эффективно организовать познавательную деятельность  моих первоклассников. 





Категория: Кафедра начального образования | Добавил: Очкасова_СИ
Просмотров: 432 | Загрузок: 91
 
ГИА

Открытый банк заданий ЕГЭ
Открытый банк заданий ОГЭ
Поиск по сайту
Переводчик сайта
 





Мы в Google+
Архив записей

Разраб. Овод Е.А. © 2017

Все материалы на сайте предназначены исключительно для ознакомления! Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.