Вторник, 26.09.2017, 15:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Средняя общеобразовательная школа №3
г. Красный Кут   Саратовской обл.

Меню сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
...






Праздники
Информер праздники сегодня
...

Каталог материалов

Главная » Материалы » Школьные методические объединения » Кафедра предметов естественно-математического цикла

Мастер-класс "Смысловое чтение на уроках математики"
03.06.2017, 12:31




«Смысловое чтение на уроках математики»

«Эти добрые люди и не подозревают, каких

трудов и времени стоит научиться читать. Я

сам на это употребил 80 лет и все не могу

сказать, чтобы вполне достиг цели.»

И. Гете 

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. Древние греки говорили: «Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать». Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.

Процесс чтения состоит из трех фаз. Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Третья - это создание собственного нового смысла, то есть присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

Развитие математической грамотности учащихся напрямую связан с развитием навыков смыслового и функционального чтения.

Чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны пройти все три фазы:

- осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания;

- уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста;

- уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения.

Все мы прекрасно понимаем, что должны знать и уметь учащиеся, но как нужно организовать учебный процесс на уроке, чтобы каждый ученик мог сказать: «Я это знаю и умею»? Считаю, что для этого надо: 1) ребенка на уроке заинтересовать, чтобы ему было понятно, зачем он изучает данный материал и где может применить полученные знания; 2) на уроке создать ситуацию, в которой ученик приобретает знания в процессе активной познавательной деятельности; 3) дать возможность ученику успешно выполнять задания не только по образцу, но и в измененной ситуации (идеальный вариант, когда эта ситуация максимально приближена к конкретной жизненной проблеме).

 

Приведу собственный пример применения смыслового чтения на уроке математики в 6 классе по теме «Действия с десятичными дробями» и прошу вас ув. коллеги помочь мне: представьте себя в роли ученика.

Для вас заготовлена инструкционная карта (Таблица 1), с помощью которой мы будем работать на протяжении всего урока.

- Для каждого человека дорог подарок, сделанный своими руками. Хотели бы вы удивить своих близких, приготовив праздничный торт своими руками? (Да)

- Тогда ставим перед собой задачу испечь торт с наименьшими затратами, а помогут нам в этот математические знания – действия с десятичными дробями.

- Выполнив правильно Задания №1 и №2 мы с вами определились с названием торта. Будем печь торт «Клубника»  Рецепт у вас на столе.

- Задание №3. Внимательно прочитайте его и составьте список необходимых продуктов. Обратите внимание – рецепт на 8 порций.

При обсуждении учащиеся рассказывают способы нахождения недостающих данных. (1 ученик решает задачу на части про сахар и сметану, зачитывая фрагмент текста)

- Все ли числовые данные в рецепте вы использовали?

- Мы готовы идти в магазин за продуктами. У вас есть прайс-листы.

Задание №4. Я предлагаю ознакомиться со стоимостью нужных нам продуктов и выбрать один из двух магазинах "Супер" или "Люкс". 

- Почему вы выбрали магазин «Люкс»? (Там скидка)

- У нас всё готово. Давайте определим с вами алгоритм приготовления нашего торта.

Задание №5. Прочитайте ещё раз рецепт и пронумеруйте этапы приготовления торта.

- В результате мы выяснили, что для приготовления нужно последовательно выполнить следующие действия: (слайд 17-18). Как вы считаете сложно испечь торт? (Да) Но мы с вами справились! (слайд торта19)

  1. Рефлексия.

- Чему вы сегодня научились? Нужна ли математика в повседневной жизни? Где в жизни вы можете применить полученные практические знания? Как видите, умение работать с числами очень даже пригодится вам в жизни. Теперь подсчитайте полученные баллы за урок в маршрутном листе. Их количество соответствует вашей оценке за работу на уроке.

4. Домашнее задание

 

Ув. Коллеги, как видите, ученики работают с большим текстом в виде рецепта торта в заданиях №3, 5 (Таблица 2), из которого надо извлечь нужную информацию, перевести её на математический язык, вычислить недостающие данные в тексте, решив задачу на части. Это большая работа, но всё это можно сделать если внимательно и осмысленно прочитать текст. В тексте присутствует излишняя числовая информация, что приближает задание к заданиям из ГИА. При работе с прайс-листом в задании №4 (Таблица 3) ученики также должны увидеть и учесть условие скидки в одном из магазинов.

Правильно выполнить предложенные задания, учащиеся смогут, применив приёмы смыслового чтения на уроках математики

Таким образом, технологии развития продуктивного чтения способствуют умению работать с информацией и не только вдумчиво читать, но и быть активным слушателем. Учащиеся учатся анализировать, применять данную информацию, соотносить новые знания с уже имеющимися представлениями. Уверена, что приемы данных технологий как нельзя лучше впишутся в организацию учебной деятельности по новым стандартам.

Тип урока: Урок методологической направленности.

Цель урока: Закрепить и обобщить знания по теме «Действия с десятичными дробями»

Задача урока: Сформировать навыки смыслового чтения у учащихся в рамках темы «Действия с десятичными дробями».

Педтехнология: практикоориентированная

Планируемые результаты: Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении математических задач практического содержания.

  • : развивать умения понимать и использовать математические средства наглядности (таблицы), понимать сущность алгоритмических предписаний, формировать умение работать в группах. Предметные: умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию)

Таблица 1

Инструкционная карта ученика

Задание 1

Вы решили приготовить торт. Что нужно сделать для решения этой задачи? Обсудите в группе и выскажите предложения, потом запишите этапы решения задачи во втором столбце данной таблицы

 

1. ________________________________________

2. ________________________________________

3. ________________________________________

4. ________________________________________

5. ________________________________________

Задание 2

Расшифруйте название торта, решив примеры. Обсудите и проверьте в группе результаты вычислений

Вычислите:

(5,71 + 3,39) : 3,5 - 1,7 =

 

 

3,02 ∙ 25 + 24 : 5 =

 

Задание 3

Прочитайте рецепт. Составьте список продуктов и рассчитайте необходимое количество продуктов на 4 порции. Обсудите и проверьте в группе результаты вычислений

 

 

 

 

 

 

Продукты

По рецепту

На 4 порции

 

1.___________

2.___________

3.___________

4.___________

5.___________

6.___________

7.___________

8.___________

9.___________

 

__________

__________

__________

__________

__________

__________

__________

__________

__________

 

___________

___________

___________

___________

___________

___________

___________

___________

___________

 

Задание 4

Просмотрите прайс-листы магазинов. Рассчитайте стоимость покупки всех необходимых продуктов для приготовления торта и выберите магазин, в котором покупка продуктов обойдется дешевле. Обсудите и проверьте в группе результаты выбора магазина

Стоимость покупки:

Магазин «Супер»

__________________________________

 

 

Магазин «Люкс»

__________________________________

 

 

 

Задание 5

Прочитайте еще раз рецепт и пронумеруйте этапы приготовления торта во втором столбце. Обсудите в группе решение этой задачи.

Чтобы приготовить торт нужно:

Добавить в крем желатин и крекер.

Выложить всё последовательно в форму.

Взбить сметану с сахаром и ванилином.

Поставить в холодильник на 3 часа.

Приготовить желе.

Нарезать клубнику и уложить на торт, залив желе.

Поломать шоколад.

Приготовить желатин.

 

Таблица 2

Рецепт торта «Клубника» (на 8 порций)

Развести 30 г желатина в 150 мл горячей воды (не забыть свериться с инструкцией). Оставить остывать. Развести согласно инструкции 90 г желе в 300 мл горячей воды. Тоже остудить.

В миску или кастрюлю выливаем сметану (лучше 20-процентную), насыпаем сахарный песок, его нужно в 3 раза меньше, чем сметаны. Получится 1,2 кг сладкой сметанной массы. Добавляем щепотку ванилина, хорошо взбиваем.

В массу добавляем остывший желатин и взбиваем еще раз. Добавляем мелко поломанный крекер (300 г). Тщательно перемешиваем. Делим полученный крем на 3 равные части.

Плитку шоколада (200 г) (лучше предварительно охладить в морозилке) мелко ломаем.

Достаем разъемную форму. Выкладываем в нее одну часть нашего крема. Аккуратно посыпаем его шоколадом. На шоколад выкладываем еще одну часть крема и опять посыпаем шоколадом. Потом выкладываем оставшуюся массу.

Форму ставим в холодильник на 30 мин.

Пока застывает крем, достаем клубнику (500 г), режем её на половинки.

Достав торт из холодильника, красиво выкладываем на него половинки клубники. Клубнику аккуратно заливаем желе. Ставим в холодильник до полного застывания (для этого необходимо не меньше 3 часов).

По истечении этого времени достаем торт, снимаем бортики формы, с помощью лопаточки переносим на блюдо, и можно угощать гостей!

Приятного аппетита!

 

 

 





Категория: Кафедра предметов естественно-математического цикла | Добавил: Родыгина_ЛН
Просмотров: 44 | Загрузок: 0
 
ГИА

Открытый банк заданий ЕГЭ
Открытый банк заданий ОГЭ
Поиск по сайту
Переводчик сайта
 





Мы в Google+
Архив записей

Разраб. Овод Е.А. © 2017

Все материалы на сайте предназначены исключительно для ознакомления! Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.