Пятница, 20.04.2018, 20:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Средняя общеобразовательная школа №3
г. Красный Кут   Саратовской обл.

Меню сайта
Форма входа
Логин:
Пароль:
...






Праздники
Информер праздники сегодня
...

Каталог материалов

Главная » Материалы » Школьные методические объединения » Кафедра предметов развивающего цикла

Урок в 6 классе «Колокольность в симфонии-действе «Перезвоны» В.Гаврилина
27.03.2018, 22:18




Урок в 6 классе «Колокольность в симфонии-действе «Перезвоны» В.Гаврилина.

Учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской

Цель урока:

  • Сформировать представление у учащихся о колокольности как эмблеме отечественной культуры и символических часах жизни человека.

Задачи урока:

Предметные:

  • Уметь исполнять и определять на слух разные виды колокольных звонов;
  • Знать композиторские произведения, где используются звоны; структуру смешанного хора;
  • Определять контрастное сопоставление; средства выразительности музыки;

Метапредметные:

  • Работать в формате презентации;
  • Находить в тексте ключевые словосочетания
  • Анализировать, сравнивать
  • Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения звонов, песни

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, парная, групповая

Наглядные пособия:

Презентация в формате Power Point:

  • Портреты русских композиторов, в музыке которых используется колокольность.
  • Записи музыкальных произведений: М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина», С. Прокофьев «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский», С.Рахманинов Второй концерт для фортепиано с оркестром, В. Гаврилин «Перезвоны»: «Вечерняя музыка», «Весело на душе», «Молитва».
  • Картины художников……………….
  • Учебник стр 62-65

ТСО:

  • компьютер, проектор, экран.
  • Колокольчики: большой, средний, маленький.

Структура урока:

  1. Самоопределение (мотивация) к учебной деятельности
  2. Актуализация знаний по теме и пробные учебные действия
  3. Постановка учебной задачи (проблема)
  4. Практическая работа

а) «Весело на душе»

б) «Вечерняя музыка»

в) «Молитва»

г) «Вечерний звон»

  1. Рефлексия
  2. Подведение итогов

 

План-конспект

  1. Самоопределение

Учитель: Здравствуйте, ребята, тихо садитесь.

Сейчас в нашу тишину вольются звуки.

(Звучит отдалённый колокольный звон)

- Что это за звуки? (колокольные звоны)

- Откуда они доносятся? ( из церкви, монастыря, храма)

 

  1. Актуализация знаний.

Учитель - Что вы знаете о колокольных звонах?

(Они звонят в разных жизненных ситуациях)

Учитель - Например?

1ученик. Когда случался пожар или война – били в тревожный колокол Набат. Но иногда в набат били и ради хорошей новости. Главное – собрать людей

Учитель - Покажи, как били в набат? (ученик дёргает за верёвочку колокол в одну стенку быстро)

2 ученик тянет руку. В праздничные дни в храмах звучит обычно благовест – что означает благую весть - хорошую новость. Можно я покажу как? (дёргает за верёвочку колокол в обе стенки медленно)

Учитель: - Ребята, а вам не кажется, что этот звон какой-то грустный, не хватает в нём праздника?

3 ученик тянет руку. Не хватает праздника, потому что благовест один никогда не звучит. К нему всегда добавляется группа маленьких колоколов. Например, трезвоны. Они звучат так (бьёт по три раза в один приём в маленький колокольчик)

Учитель: - А теперь вместе с набатом сыграйте, чтобы праздничный благовест получился. (играют в дуэте). А давайте попробуем набат присоединить (играют втроём). Получилось собрать людей на праздник? (да, такие же звоны мы слышали в воскресенье в с.Дьяковка, а я слышал в Красном Куте на Пасху).

Учитель: - У кого есть что дополнить?

4 ученик: - А ещё бывает красный, малиновый звоны. Они тоже исполняются на маленьких колокольчиках только поочерёдно. Это сложные виды звонов.

 

 

Учитель – Спасибо за дополнение. Я вижу, что вы хорошо знакомы с колокольными звонами. Ребята, а вам известны музыкальные произведения с участием колоколов? Я вам помогу вспомнить.

 

УГАДАЙ-КА (слушают фрагменты по 15 сек. Называют композитора, название муз. произведения, виды колокольных звонов в каждом из них, можно подбирать и играть в момент слушания)

  • М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» - вступление к опере «Хованщина»
  • С. Прокофьев «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский»
  • С.Рахманинов Второй концерт для фортепиано с оркестром (или Светлый праздник ф-но пьеса. Можно подсказать если не вспомнят. В Критской концерта №2 нет)
  • В. Гаврилин «Перезвоны» - «Весело на душе» (последний угадывают в нем трезвон, но не могут угадать автора и название (если в 5 классе не слушали)

Учитель: - Вам не показалось в последнем фрагменте странным исполнение колоколов? Какие инструменты вы слышали? (барабаны и человеческие голоса).

 

В 20 веке современные композиторы часто экспериментировали в вокальной и симфонической музыке. Например, Прокофьев, помните, создал оперу «Петя и волк» для симфонических инструментов?!

 

  1. Постановка учебной задачи

Композитор Валерий Гаврилин, которого вы сегодня впервые услышали, тоже решился на очередной эксперимент и создал вокальную симфонию-действо как имитацию колокольных звонов только человеческими голосами.

Проблема: А почему он пришёл к такому решению? Написать не просто симфоническую музыку, а действие, да ещё со словами? (дети высказывают предположения)

Нам с вами сегодня предстоит это узнать и ответить. Где будем искать ответ?

Ученики: - в учебнике..

- интернете..

- в самой музыке….

 

  1. Практическая работа

На партах распечатанные страницы №62 -65.

Итак, давайте прочитаем информацию в учебнике. Ученик читает стр 62-63.

- Какие интересные факты привлекли ваше внимание? (Гаврилин написал «Перезвоны» после прочтения книги писателя актёра и кинорежиссера Шукшина;

Композитор как и Шукшин любил родную землю, свой народ и в Перезвонах показывает эту любовь;

Валерий Александрович Гаврилин использует в симфонии-действе принцип контрастного сопоставления «жизнь и смерть, печаль и радость, грех и раскаянье…и т.д.»).

 

- А как вы понимаете принцип контрастного сопоставления?

(контраст – это противоположность, а сопоставление – это звучание сразу двух или нескольких характеров. Значит контрастное сопоставление – это когда в музыке одновременно звучат противоположные образы)

 

Послушайте фрагмент из Перезвонов ещё раз уже внимательно. Вслушайтесь в текст. Следите. Он есть на слайде пока без названия.1группа – найдите набат и бейте его в ладоши. 2 группа – найдите благовест и качайтесь вправо влево будто вы ядро колокола. 3 группа - найдите трезвоны, звоните их по три в маленькие колокольчики.

 

Звучит видео «Весело на душе»

–Какие слова часто повторялись? (Весело на душе). Как же называется этот фрагмент? (Праздничные звоны, Весело на душе ит.д.) Ученик садится за компьютер и пишет заголовок на слайде «Весело на душе».

- Здесь быстро и часто проговариваются слова. Как в народной песне называется частоговорка? (частушка). Верно. Гаврилин пишет «Весело на душе» в жанре озорных частушек.

-Какой же контраст сопоставляется частушкам? (частушка выражена праздничным трезвоном «…на душе - 123» , и одновременно звучит тревожный барабан, набат как часы – тикает (стучит секунды) как будто это время веселья вот-вот закончится.

Учитель: Какое словосочетание-контраст композитор выделяет как ключевое? (см. стр 62 из учебника «радость и печаль»)

 

Следующий фрагмент действа попробуйте нарисовать движениями

 

Звучит видео «Вечерняя музыка»

дети не знают названия, выполняют движения под музыку (это физминутка), потом говорят что они изобразили (качающие деревья, облака, ветер, большой колокол и тд.) и описывают картину происходящего, время суток. Определяют название.

 

Какие звоны вы услышали? (колокол в басах – бом). Что он символизирует? (Одиночество). Какие голоса ему контрастно сопоставлялись? (женские и соло-сопрано, похожий на плач)

В чем ещё был контраст? (покой, медленный темп сменяется усилением динамики, создаётся впечатление переживания, стона матери-земли)

- Ребята, я подобрала 4 картины к этой музыке. А какая картина на ваш взгляд всё-таки больше подходит? (выбирают из 4картин на слайде Левитан « Над вечным покоем», объясняют почему, ученик садится за компьютер удаляет лишние, одну на весь экран)

Учитель: Какое словосочетание-контраст из учебника вы подберёте к Вечерней музыке? («любовь и разлука», «жизнь и смерть»)

 

 

Сейчас прозвучит ещё один фрагмент Перезвонов. Определить название вам поможет таблица выразительных приёмов. Заполните её.

 

Звучит видео «Молитва»

 

Все заполняют таблицу на листах, ученик заполняет на слайде

 

Смерть разбойника, Молитва, Покояние

Мелодия

на одном звуке, поступенная

Регистр

Бас

   

Исполнительский приём

вокализ с речитативом-монологом

   

Исполнительский состав

мужской хор с солистом

Колокольный звон

погребальный колокол

Контрастное сопоставление (словосочетание)

грех и раскаянье

   
   
   
   

 

- Какое ощущение у вас возникло? (присутствия себя в храме, страх, кто-то умирает….) Умирающий человек смиренно обращается к Богу с молитвой о раскаянье и с благодарностью. Как же всё-таки называется этот фрагмент? (Молитва) ученик корректирует на слайде ответы.

 

Вывод

Учитель:

Ребята, так почему же В.Гаврилин использовал в симфонии не настоящие инструментальные колокола, а вокальные голоса? (Колокола имеют многовековую историю, им есть о чём рассказать нашему поколению…. Человека можно сравнить с колоколом. У колокола и у нас есть язык. ….Колокола будто живые. Они когда звонят, то будто разговаривают, у них есть душа….. Они порой исцеляют человека своим чистым звоном).

В каждом фрагменте вы сегодня услышали разные метрические ритмы колокольных звонов. В нашей повседневной жизни что они напоминают? (время). Да они как часы жизни, часы истории.

 

- Ребята, посмотрите на картину И. Левитана «Вечерний звон». (пока рассматривают, звучит р.н.п. «Вечерний звон»

- Что здесь звучит? (колокола монастыря, песня одинокого человека, плеск воды от вёсел, шорох листвы) Я предлагаю вам оживить картину с помощью обычных предметов: стаканов с водой, файлов и ваших голосов.

Дети делятся на роли: поёт со словами, поёт на «Бом», переливает воду, шуршит файлом.

Вашем д/з было Исполнение р.н. п. «Вечерний звон»

  1. Рефлексия

- Вам понравилось ваше исполнение?

- Что на уроке вам больше всего понравилось делать ?

- В чём вы испытывали затруднения?

 

  1. Итог

- Напомните, какое произведение Гаврилина вы сегодня узнали? …………Какие фрагменты? …….

Мы сегодня с вами услышали только 3 фрагмента номеров. А всего их 16.

д/з Дома у вас будет поисковое задание. Найдите в интернете названия ещё 13 номеров из Перезвонов. Выпишите их . Прослушайте. И который понравится, запишите на флешкарту. Заполните по нему таблицу как в классе.





Категория: Кафедра предметов развивающего цикла | Добавил: Карамышева_СЮ
Просмотров: 12 | Загрузок: 0
 
ГИА

Открытый банк заданий ЕГЭ
Открытый банк заданий ОГЭ
Поиск по сайту
Переводчик сайта
 





Мы в Google+
Архив записей

Разраб. Овод Е.А. © 2018

Все материалы на сайте предназначены исключительно для ознакомления! Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.